Роль науки в медицинском вузе
XXI век можно назвать временем, когда медицина полностью оформилась как наука. Медицина как наука — это некое целостное единство познавательных, лечебных и ценностных форм. В ней аккумулируются знания о болезнях и здоровье человека, лечении и профилактике, норме и патологии, о патогенном и саногенном влиянии на него природных и социокультурных условий и факторов. Современная медицинская наука претерпевает процесс глубоких научно-технических и технологических преобразований. Она оснащается новой техникой, овладевает прогрессивными технологиями, становится все более чувствительной к философско-методологическим и этическим проблемам врачевания. Ведущими тенденциями в развитии современной медицины стали и такие факторы, как: ее социологизация, гуманизация, экологизация, технологизация и т.д.
Наука, искусство и красота неотъемлемая часть жизни каждого человека. Единство этих качеств состоит в раскрытии внутренней гармонии жизни, и эта гармония и есть красота. Важно в определенный момент понять, какая профессия сможет раскрыть в вас эти качества. Любая профессия требует знаний, широкой эрудиции, навыков.
Медицина как наука прошла длинный путь становления, который отнюдь не был линейным. Но даже ошибки, хотя и обходились слишком дорого, в конечном итоге служили науке – например, химия, а за ней и фармакология, развилась из алхимии, ставившей своей задачей поиск бессмертия.
Благодаря увеличению продолжительности жизни изменилась структура болезней, и люди стали болеть тем, до чего ранее просто не доживали. Но новые вызовы означают и новые прорывы, и новые открытия и достижения.
Тем не менее, точку в развитии медицины ставить рано. Время бросает новые вызовы, глубоко и всесторонне оценить приоритетность социального здоровья человека, его творческий потенциал в природных и социально-культурных условиях способствует научно-философский подход к изучению медиками крупномасштабных проблем человеческой личности.
Выдающиеся ученые-медики давно говорили об исключительной роли философии в научных медицинских исследованиях природы человека, клинической деятельности врачей, формировании у них научного стиля мышления и философского мировоззрения. Было бы глубоко ошибочно недооценивать современную философию медицины с ее уникальным мировоззренческим, методологическим потенциалом. Преподаватели медицинского вуза наряду с овладением профессиональными медицинскими знаниями и навыками должны постигать и научную деятельность, развивая мудрость философского отношения студентов к врачебной работе.
В настоящее время в науке, в том числе и медицинской, продолжается процесс смены ряда познавательных парадигм о человеке: от философского осмысления отдельных фактов, предметов и явлений его биологической природы к изучению противоречиво развивающихся в ней социальных процессов, а от них к постижению сложных систем жизни организма человека в норме и патологии. Все это также обусловливает повышение роли науки, научной методологии, научного мировоззрения, характера и стиля мышления в подготовке новых поколений ученых в медицинской сфере.